Подсос воздуха в газоходах или топливоподаче — одна из наиболее распространённых, но трудно выявляемых причин потери тепловой эффективности. Он возникает из-за негерметичности соединений, изношенных уплотнений, повреждения сварных швов или ошибок при монтаже.
При подсосе воздуха нарушается соотношение газ-воздух. Избыточный воздух приводит к переохлаждению факела и снижению температуры сгорания, что снижает КПД
газового котла. Одновременно повышается температура уходящих газов и расход топлива.
Недостаток воздуха — противоположная, но не менее опасная ситуация. В этом случае топливо не сгорает полностью, в дымовых газах повышается содержание оксида углерода (CO) и сажи. Это не только снижает эффективность, но и повышает экологические риски и опасность для персонала.
Согласно ПБ 12-529-03, газоходы, воздуховоды и соединения должны быть герметичными, а контроль утечек воздуха — обязательной частью технического обслуживания.
Если в газоходе появляется даже небольшая утечка, температура дымовых газов может вырасти на 20–30 °C. Это увеличивает расход газа и ускоряет коррозию металла, что в итоге требует ремонта теплообменника.